Межрегиональная конференция по функциональной грамотности

Межрегиональная научно-практическая видеоконференция «Функциональная грамотность – тренд современного образования» состоится в предстоящий вторник, 22 марта 2022 года.

Мероприятие проводится Калужским государственным институтом развития образования совместно с группой компаний «Просвещение».

Ожидается, что в ходе пленарного заседания выступят ведущие эксперты ГК «Просвещение».

На секционном заседании видеоконференции опыт работы педагогов Пензенской области по формированию функциональной грамотности младших школьников представят учителя начальных классов гимназии № 44 г. Пензы Лилия Васильева и Ольга Свиридова, а также учитель начальных классов многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы Наталья Куроедова.

 Видеоконференция будет проходить на цифровой платформе Webinar.ru.

Пленарное заседание 12:00 – 13:40
12:00 – 12:10Открытие конференции Модератор. Макаричева Татьяна Михайловна, методист сектора дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования»
12:10 – 12:35Преодоление трудностей формирования функциональной грамотности при изучении русского языка Кузнецова Марина Ивановна, д. пед. н., ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, автор учебников, методических и дидактических материалов для начальной школы В выступлении будет проанализирована роль предмета «Русский язык » в формировании функциональной грамотности, определены основные трудности, возникающие в процессе работы над языковой, читательской и коммуникативной грамотность при изучении русского языка.
12:35 – 13:00Условия предупреждения трудностей формирования математической грамотности Рыдзе Оксана Анатольевна, к. пед. н., старший научный сотрудник лаборатории начального образования ИСРО РАО, автор учебников, методических и дидактических материалов для начальной школы В ходе выступления будут рассмотрены следующие вопросы.
1) Каково место математической грамотности в требованиях к предметной подготовке младшего школьника?
2) Как проявляются основные трудности формирования функциональной математической грамотности?
3) Какие педагогические и методические условия предупреждения и устранения трудностей формирования математической грамотности младших школьников может реализовать учитель на уроке?
13:00 – 13:25Задачный подход в образовании – дидактическая основа формирования функциональной грамотности у школьников Конышева Наталья Михайловна, д. пед. н., профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования, автор учебников и учебно-методической литературы по «Технологии» для начальной и основной школы, развивающих пособий для детей дошкольного возраста В сообщении будут кратко рассмотрены вопросы о сущности функциональной грамотности в соответствии с задачами современного отечественного образования и креативном мышлении как основной характеристике функциональной грамотности. На основании этого автором будет раскрыта система заданий проблемно-поискового характера в рамках предметного содержания уроков технологии. Рассмотрение проблемы будет представлено на основе авторского УМК по «Технологии» для начальной школы.
13:25 – 13:40Функциональная грамотность младших школьников – базовое образование личности в современных условиях Димитриева Светлана Васильевна, к.б.н., доцент, Почетный работник ВПО РФ, ведущий методист отдела внедрения развивающего обучения и новых продуктов ООО «Просвещение – Союз» ГК «Просвещение» В выступлении будут рассмотрены вопросы:                                                                                                                                                              — какие современные технологии  помогают закладывать основы функциональной грамотности в начальной школе;                                                                                                 — какие средства обучения эффективны в развитии личностных качеств — самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника.
Секционное заседание 13:40 – 16:00
13:40 – 16:0013:40-13:50 — Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации стандарта (из опыта работы по системе развивающего обучения)                                                                          Власенко Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 5 имени Героя Советского Союза Г. А. Назарьева», г. Рославль Смоленской области                                                                                                                     
13:50-14:00 — Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения Куроедова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пенза                                                                                                                          
14:00-14:10 — Формирование математической и финансовой грамотности младших школьников, как выйти за рамки школьного учебника математики Васильева Лилия Александровна, учитель начальных классов МБОУ             гимназия №44 г. Пенза                                                                                                                     
14:10-14:20 — Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством конструктора Cuboro Свиридова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ гимназия № 44    г. Пенза                                                                              
14:20-14:30 — Формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения Пушкарёва Татьяна Валерьевна, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Калуги, председатель ассоциации учителей начальных классов Калужской области
14:30-14:40 — Математический театр как инструмент для формирования функциональной грамотности на уроках математики Буреничева Светлана Николаевна, Метлина Лариса Николаевна, учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» города Калуги
14:40-14:50 — Использование приёмов графического моделирования для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка Атрихалова Елена Владимировна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» города Калуги
14:50-15:00 — Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики Богданова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ ОЦ «Протон» г. Москва
15:00-15:10 — Формирование познавательных знаково-символических УУД на уроках русского языка как важный аспект в развитии функциональной грамотности младших школьников Елкина Дария Николаевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» города Калуги
15:10-15:20 — Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира с применением квест-технологии Ртищева Дарья Сергеевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» города Калуги
15:20-15:30 — Онлайн-ресурсы для формирования функциональной грамотности младших школьников Рудкина Екатерина Витальевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» города Калуги
15:30-15:40 — Формирование функциональной грамотности у младших школьников на кружке «Юный финансист» Жукова Татьяна Анатольевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» города Обнинска Калужской области
15:45 -16:00Подведение итогов